Чтение по слогам
Чтение по слогам является одним из методов обучения чтению. Существует несколько способов обучения чтению. Методика обучения чтению тесно связана с особенностями языка.
Например, в языке, в котором слово неизменяемо или очень мало изменяемо, и написание не совпадает с произношением, наиболее подходит чтение целыми словами – тогда слово воспринимается как единый символ. Например, в английском языке заучивание алфавита как первый шаг в обучении абсолютно бессмысленно и название букв только запутает ребенка. Попробуйте сложить слово bag из букв b(би), a(эй), g(джи).
В русском языке тоже не очень оправдано выучивание алфавита на начальном этапе обучения чтению. В случае изучения алфавита ребенку придётся выучить 33 непонятных символа, чтобы составить хоть одно слово. Буквы в русском языке также имеют имена, поэтому ребёнку сложно понять, что Б (бэ) и А(а) вместе БА. Связь слов с буквами ребёнку не сразу понятна.
Некоторое время назад очень популярно было обучение чтению целыми словами. Действительно, в таком случае, даже очень маленький ребенок, к восторгу родителей, очень быстро выучивает несколько десятков слов. Проблема в том, что в дальнейшем ему достаточно сложно увидеть разницу между: рука, руке, руку, и приходится переучиваться, что оказывается уже не так весело.
В методике чтения по слогам цельным элементом является слог или склад, и ребенок начинает читать простейшие слова с самого первого занятия. При наличии карточек со слогами, которые при желании можно изготовить самим, ребенок не только начинает читать, но и составлять их сам. Составление слов или активное чтение гораздо интереснее и эффективнее, так как задействованная мелкая моторика во много повышает скорость обучения и вовлеченность ребенка. Так шаг за шагом, постепенно изучаются новые слоги, буквы, слова.
На определённом этапе ребенок познает и принцип построения слогов. Например, выучив слоги МА, ПА, ДА, КА, ребенок по аналогии легко запомнит другие слоги с гласной А.
Не стоит забывать, что обучение чтению – это достаточно многоплановая задача, поэтому при правильном подходе на ряду с обучением чтению закладываются основы правописания, расширяется словарный запас, развивается память, речевые навыки и логическое мышление. Выполняя всевозможные интересные задания, ребенок учиться понимать постановку задач и выполнять их, что очень важно в подготовке к школе. Всевозможные игры, связанные с построением слов, повышают интерес ребенка к чтению и способствуют более комфортному общению ребенка и взрослого.
В настоящий момент большинство педагогов сходится во мнении, что обучение чтению по слогам наиболее правильный и современный подход. Обучая ребенка читать по слогам, вы не только максимально быстро и легко научите ребенка читать, но и облегчите ему в дальнейшем освоение правописания.
Мария Митюшова